9 декабря 2022 года в МОУ: Харанорская СОШ № 40 было проведено РМО педагогов-психологов. Тема встречи: «Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ». Цель данного мероприятия - формирование у педагогов-психологов навыков психологической поддержки и помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, его родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в массовую школу. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования.
В МОУ: Харанорская СОШ № 40 обучается 22 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 8 человек индивидуально. Эти дети посещают не основные уроки вместе с другими ребятами, такие как музыка, рисование, технология, физкультура. Также вместе с другими детьми они участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях школы.
На РМО педагоги-психологи посмотрели как «особенные дети» работают на уроке изобразительного искусства вместе со своими одноклассниками. Бочко Е.А., учитель 4 А класса показала присутствующим как с интересом и усердием трудились все дети, в том числе и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, прослеживается работа педагога по социализации ребят с ОВЗ. Это способствует совершенствованию содержания воспитания, создаёт всесторонние условия для развития и самореализации воспитанников и, несомненно, принесет положительные результаты.
После урока коллеги посетили психологическое индивидуальное коррекционное занятие с «особенным ребенком», которое было направлено на улучшение состояния общей и мелкой моторики и развитие познавательных процессов. На занятии педагог-психолог Лихачёва Ю.В. использовала различные приёмы и техники, такие как работа с песком, арт-терапию, карточки «что-то здесь не так» и «путешествие машинки», пособие для развития межполушарного взаимодействия и т.д. В конце занятия ребенок с удовольствием поиграл в компьютерную «игру-развивашку» на внимание. Игры Марко Поло на развитие познавательных процессов в компьютерном варианте очень нравятся детям. По завершению занятия педагог-психолог поделилась своими наработками, пособиями и играми по работе с детьми с ОВЗ. Многие пособия и игры психолог изготавливает своими руками.
После практической части РМО коллеги погрузились в теоретическую часть семинара, которая была посвящена обсуждению проблем и трудностей при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Лихачёва Ю.В. обобщила свой опыт работы, а коллеги поделились примерами из своей практики. Участники смогли обменяться опытом и поделиться мнениями о проблеме.
Для рефлексии было предложено упражнение «Дверь». Педагогам-психологам нужно было объяснить, что для них тема «психологическое сопровождение детей с ОВЗ». «Закрытая» дверь, где достаточный уровень знаний по данной проблеме, а «открытая» дверь, где есть желание пополнить свои знания и умения. Все педагоги-психологи отметили, что данный вопрос это постоянно «открытая» дверь, так как знаний и опыта никогда не бывает достаточно много, всегда хочется узнавать что-то новое и интересное.
Такая работа, когда есть желание получать новые знания, применять их, приносит ощущение того, что вы находитесь на своем месте и вы счастливы. Мы видим улыбки и счастье от своей работы в других, и от этого получаем удовольствие. Желаю своим коллегам, чтобы ваша работа приносила вам радость, улыбку, и положительные эмоции!
Педагог-психолог МОУ: Харанорская СОШ № 40
Лихачёва Ю.В.